Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Украина: цена борьбы против гендерного насилия на передовой

Более чем 100 команд развернуты по всей Украине для реагирования на растущее число случаев гендерного насилия.
© ЮНФПА в Украине / И.Херскин
Более чем 100 команд развернуты по всей Украине для реагирования на растущее число случаев гендерного насилия.

Украина: цена борьбы против гендерного насилия на передовой

Женщины

Звонок из полиции: случай домашнего насилия. Мобильная бригада быстро прибывает на место. Ситуация накаляется.

«Мужчина вел себя очень агрессивно. Он угрожал убить сотрудников мобильной группы, убить полицейских, поэтому его задержали. Вызвали скорую помощь, но поскольку тяжелых травм не было, его жену Екатерину [имя изменено – прим. ред.] увезли не в больницу, а в безопасное место», – рассказывает психолог из Харькова Елена Кузнецова.

Елена работает в составе мобильной группы психосоциальной помощи, которую поддерживает Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА). Более чем 100 команд развернуты по всей Украине для реагирования на растущее число случаев гендерного насилия.

Этот показатель резко возрос с начала полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022. В частности, поступает большое количество сообщений о сексуальном насилии во время боевых действий и домашнем насилии. По оценкам, около 2,5 миллиона человек в стране нуждаются в помощи, хотя реальные цифры могут быть значительно выше.

На линии фронта

В 2015 году ЮНФПА начал развертывать группы психосоциальной помощи в Украине для поддержки женщин и девочек в труднодоступных районах Донецкой и Луганской областей. После полномасштабного вторжения эта программа была расширена: ее реализуют в районах на линии фронта, чтобы жертвы гендерного насилия могли получать психологическую и физическую помощь и находить убежище в безопасных местах.

За последние два года у мобильных команд появлялось все больше обязанностей, в том числе по поддержке людей во время военных действий, и росла психологическая нагрузка. Сотрудников, в частности, обучают тому, как справляться с тревогой и паническими атаками самим и помогать в этом другим.

«Когда мы ехали в приют для жертв домашнего насилия [в Харькове], был нанесен удар по расположенной неподалеку фабрике. Мы видели дым. Раздались крики. Звук от удара был настолько громкий, что машины с визгом остановились», – рассказала Кузнецова.

«Мы спустились на соседнюю станцию метро, которая использовалось в качестве бомбоубежища. Екатерину и ее детей трясло, повсюду толпы людей бежали, кричали. Это было ужасно. У нее началась очередная паническая атака, и ей было трудно дышать», – продолжила она.

Харьков расположен очень близко к линии фронта, поэтому объекты гражданской инфраструктуры там сильно повреждены или полностью разрушены.
© ЮНФПА в Украине / И.Херскин

Харьков расположен очень близко к линии фронта, поэтому объекты гражданской инфраструктуры там сильно повреждены или полностью разрушены. Существует острая потребность в продовольствии, медикаментах, электрогенераторах и материалах для восстановления города. Но местным жителям, в том числе жертвам гендерного насилия, также очень нужна психологическая поддержка, подчеркивают в ЮНФПА.

Психологическая помощь семьям ветеранов

Совместно с правительством Украины фонд поддерживает работу горячих линий, приютов и кризисных центров, которые только с января по март 2024 года предоставили услуги более чем 190 тысячам человек в Украине. В декабре 2023 года фонд запустил программу психосоциальной поддержки для семей ветеранов.

Кузнецова пояснила, что многие мужчины, вернувшиеся после участия в боевых действиях, сталкиваются с недиагностированными проблемами психического здоровья. «Они возвращаются с войны, и периода реинтеграции у них нет. Некоторые были травмированы и вымещают это на своих семьях», – сказала психолог.

По оценкам, психологические расстройства есть примерно у 30 процентов населения Украины. За последние два года около 9,6 миллиона человек столкнулись с новыми психическими проблемами. Из-за войны эта цифра будет только расти.

При этом в обществе существует стигма, связанная с обращением за помощью, поскольку это может восприниматься как слабость или что-то, необходимое только людям с тяжелыми заболеваниями.

«Людей некуда везти»

«Иногда людей некуда отвезти, не говоря уже о том, чтобы оказать им психологическую или социальную помощь. Оставаться там, где были удары, очень опасно – российские военные часто бьют по одному и тому же месту дважды», – сказала Кузнецова. Команды находятся в постоянном поиске новых безопасных пространств, добавила она.

Харьковчане иногда тоже помогают психологам мобильных бригад. «Однажды, когда мы работали под обстрелами, к нам пришла женщина и сказала, что у нее свободна квартира, если у нас есть люди, которым нужно жилье», – рассказала Кузнецова.

За первые три месяца 2024 года ЮНФПА предоставил психосоциальные услуги более чем 80 тысячам человек в регионе, но жителям Украины и сотрудникам служб реагирования требуется более широкая поддержка.

«У нас сильная команда, и мы помогаем друг другу вернуться к нормальной жизни, но работники на передовой сами нуждаются в психосоциальной помощи. Нам это необходимо», – говорит Елена.

Читайте также:

«Нам нужно все, от зубных щеток до одежды»: истории эвакуированных жителей Харьковской области