Глобальный взгляд Человеческие судьбы

ИНТЕРВЬЮ | Почему пропадают девочки из индейских резерваций и кто такие «люди с двумя душами»?

Пропавших девочек из индейских резерваций часто никто не ищет.
© «Голос Америки»/В. Бадиков
Пропавших девочек из индейских резерваций часто никто не ищет.

ИНТЕРВЬЮ | Почему пропадают девочки из индейских резерваций и кто такие «люди с двумя душами»?

Женщины

Несколько веков назад американские индейцы были единственными хозяевами богатой территории, простирающейся от Атлантического до Тихого океана. Сегодня они составляют всего два с половиной процента населения Соединенных Штатов Америки. Многочисленными проблемами, с которыми сталкиваются коренные американцы, занимаются сотни государственных и неправительственных организаций. Среди них – «Круг справедливости коренных народов» (Indigenous Justice Circle), о деятельности которого мы хотим рассказать в дни, когда в Нью-Йорке проходит Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов.

Келли Холлман из штата Оклахома, представляющая народ чероки, – основатель и исполнительный директор «Круга справедливости коренных народов». Некоторое время назад Келли создала Сеть по расширению прав и возможностей девочек-подростков из числа коренных народов. Помимо всего прочего, эта организация помогает предотвращать случаи, когда девушек и девочек из индейских резерваций похищают в целях трудовой или сексуальной эксплуатации. Этой проблеме не один десяток лет, ее пытались решить несколько поколений американских политиков и общественных деятелей, но подобные инциденты происходят довольно часто и в наши дни. 

Наргис Шекинская из Службы новостей ООН встретилась с Келли Холлман в нью-йоркской штаб-квартире Организации Объединенных Наций в дни, когда в ООН проходит сессия Постоянного форума по вопросам коренных народов. 

Наргис Шекинская: Келли, расскажите, пожалуйста, о вашей организации. Насколько я знаю, вы занимаетесь проблемами коренных американских женщин. Почему для вас важен именно этот аспект?

Келли Холлман: Так исторически сложилось, что коренные американцы в свое время были исключены из участия в жизни общества, лишены своих прав, своей земли и ресурсов. В этой группе населения девочки и женщины несут непосильное бремя заботы о больших семьях, состоящих из нескольких поколений родственников. Именно поэтому мы уделяем им особое внимание. Они представляют собой основу нашего общества, и мы хотим эту основу укрепить.

Келли Холлман (слева) в Южной Дакоте.
© «Голос Америки»/В. Бадиков
Келли Холлман (слева) в Южной Дакоте.

НШ: «Круг справедливости коренных народов» – довольно молодая организация. Вы уже успели что-то сделать в этом направлении?

КХ: Мы помогаем целому ряду организаций, возглавляемых коренными жителями, работать с девочками, которые подвержены наибольшему риску исчезновения и плохого состояния здоровья в раннем возрасте. Мы предоставляем нашим партнерам систематический план работы с этими девочками.

НШ: Вы говорили о том, что коренные американские девушки вынуждены жить и работать между двумя мирами. Что это значит?

КХ: В 1950-е годы правительство США полагало, что если коренные американцы переедут из резерваций в города и найдут себе там работу, проблема индейцев будет решена. Однако вскоре выяснилось, что коренные американцы плохо интегрируются в города. Обещанные им возможности трудоустройства не реализовались. Как следствие многие из этих людей находятся в стрессе, пытаясь сохранить связь со своей культурой, откуда они родом, из сельских, изолированных мест, и в то же время добиться успеха в новом для них мире. Так что им приходится выживать в пространстве между белым и красным мирами, как мы это называем.

НШ: Не могли бы вы подробнее рассказать о проблеме убитых и пропавших без вести девочек-индейцев? Когда она возникла?

КХ: Все это началось еще 500 лет назад, когда сюда прибыл Христофор Колумб. Коренные девушки и женщины подвергались эксплуатации, в том числе сексуальной. Потом они отправились в города искать работу и возможность получить образование, но часто в итоге оставались за бортом. Похожее происходит и с «людьми с двумя душами». Из-за их пересекающейся множественной идентичности многим из них трудно вписаться в традиционные сообщества, и они подвергаются повышенному риску эксплуатации.

НШ: Что такое «люди с двумя душами»? Я никогда не слышала об этом раньше. 

КХ: Это термин, который мы используем в сообществах американских индейцев для описания людей, которые не идентифицируют себя исключительно как мужчина или женщина. В широкой американской культуре это – лесбиянки, геи или трансгендеры. В сообществе коренных американцев такое явление было известно с незапамятных времен. Считалось, что «люди с двумя душами» обладают особыми способностями, которых нет у обычных людей, и поэтому к ним всегда относились с большим почетом и уважением.

Девочки из индейской резервации в Южной Дакоте.
© «Голос Америки»/В. Бадиков
Девочки из индейской резервации в Южной Дакоте.

НШ: Интересно... Но давайте вернемся к проблеме пропавших женщин из числа коренных народов.

КХ: В последние годы администрация Байдена начала признавать масштабы этой проблемы и направлять на ее решение ресурсы. Министр внутренних дел Деб Хааланд сыграла здесь ключевую роль. Образцом решения этой проблемы является Канада. Там, после того, как кто-то пропал без вести, обеспечивают финансами полицию и судебные органы. Но мы, представители «Круга справедливости коренных народов», пытаемся применить более активный превентивный подход, чтобы у нас была система раннего предупреждения о пропаже девочки. Надеюсь, мы сможем переломить ситуацию с пропажей и убийствами девочек до того, как все станет совсем плохо.

НШ: Расскажите, пожалуйста, о школах-интернатах для детей-индейцев. Почему важно, чтобы люди знали об этой давней проблеме?

КХ: В 1800-х годах Ричард Генри Пратт, служивший в армии, придумал такую, как ему казалась, гениальную концепцию – «Убей индейца, спаси человека». Другими словами, речь идет о попытке ассимилировать коренных американцев в основную культуру, и тогда, якобы, у них не будет тех проблем, которые возникли после захвата их земель. Начиная с 1880-х годов детей лакота-сиу отправляли с территории Дакоты в Пенсильванию, в христианские школы-интернаты, где многие из них потом заболели и погибли. Некоторым из выпускников таких школ удалось получить потом работу, но другим было трудно вернуться в свои общины, потому что они уже не вписывались в прежнюю жизнь. Правительство и христианские миссионеры содержали такие школы-интернаты вплоть до 1960-х годов. Коренные девочки были особым объектом для школ-интернатов, потому что христианские миссионеры понимали, что женщины формируют культуру. Если им удастся найти подход к девочкам и изменить их мышление, то эти будущие матери окажут потом большое влияние на мировоззрение общины.

Сход индейцев в одной из резерваций Южной Дакоты.
© «Голос Америки»/В. Бадиков
Сход индейцев в одной из резерваций Южной Дакоты.

НШ: Давайте теперь вернемся к сегодняшнему дню. Как сейчас обстоят дела в общинах коренных американцев? Делает ли правительство США достаточно для того, чтобы исправить ошибки, которые были допущены многие десятилетия назад?

КХ: Я думаю, что правительство в целом не выполнило свои договорные обязательства перед коренными американцами. Отчеты различных НПО свидетельствуют о невыполнении федеральным правительством своих обещаний в плане обеспечения коренных американцев жильем, ресурсами, медицинским обслуживанием и многим другим. Но я думаю, что процесс постепенно идет. Идет процесс признания некоторых ошибок, и люди пытаются делать правильные вещи. Нужно сделать так, чтобы индейцы сохранили свою культуру и образ жизни, но при этом смогли выживать экономически. В качестве примера можно привести недавнее соглашение Службы национальных парков с некоторыми племенами, на землях которых располагаются эти парки. Если вы посмотрите на Большой каньон, парки Бэдлендс и Южная Дакота, то сейчас они находятся под совместным управлением правительства США и индейских племен. 

НШ: Можете ли вы рассказать о вашем участии в проходящем сейчас форуме ООН? 

КХ: В рамках Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов особое внимание в этом году уделяется молодежи. Наша организация вместе с другими участниками проводит официальные мероприятия на площадках ООН и в кулуарах ООН, чтобы поддержать голоса подрастающего поколения лидеров коренных народов. У них есть креативные идеи и ответы на многие вопросы, которые волнуют сейчас все человечество.