Глобальный взгляд Человеческие судьбы

ИНТЕРВЬЮ | Cотрудница БАПОР – о «беспрецедентной» ситуации в секторе Газа

Двое детей сидят среди обломков своего дома в городе Рафах на юге сектора Газа.
© ЮНИСЕФ/э. Эль-Баба
Двое детей сидят среди обломков своего дома в городе Рафах на юге сектора Газа.

ИНТЕРВЬЮ | Cотрудница БАПОР – о «беспрецедентной» ситуации в секторе Газа

Мир и безопасность

Происходящее в секторе Газа оказывает «беспрецедентное» воздействие на деятельность Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (БАПОР): работать приходится под бомбами, переживая гибель коллег и мирных жителей. Джульет Тума, директор по связям с общественностью в БАПОР, рассказала Службе новостей ООН о ситуации, сложившейся в Газе. 

Известно, что с начала эскалации боевых действий, начавшейся после нападения ХАМАС на Израиль, в секторе Газа погибли 135 сотрудников БАПОР. Это самое высокое число жертв среди сторудников ООН в рамках одного конфликта. Несмотря на опасность и крайне сложные условия работы, БАПОР продолжает оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации не по своей воле. С учетом почти двух миллионов переселенцев во всем секторе, многие из которых вынуждены многократно перемещаться в поисках безопасности, это становится крайне сложной задачей. 

С Джульет Тума беседовал Конор Леннон из Службы новостей ООН. 

Джульет Тума: это крайне жестокая война. Когда я находилась в Газе, я несколько раз за ночь посыпалась от грохота взрывов. Я думала все время о матерях, которым приходится каждую ночь укладывать своих детей. Эта ситуация не сравнима ни с чем: масштаб разрушений и массовое перемещение людей, скорбь, вызванная потерей коллег, а также удары по нашим собственным объектам – всё это происходит уже семь недель. За все свои двадцать лет службы в Организации Объединенных Наций, я не сталкивалась ни с чем подобным. 

Также стоит отметить, что все это время в сектор не поступает достаточно еды, воды и топлива. В учреждениях БАПОР сегодня обрели убежище более 1,4 миллиона человек. Но наши сотрудники не только помогают им, они и сами были вынуждены покинуть свои дома и тоже скорбят по своим близким.  

В то же время с самого начала этого конфликта наш сайт подвергается с кибератакам, ложь и слухи о нас распространяются в соцсетях, словно пожар. 

Служба новостей ООН: можете ли вы поделиться некоторыми примерами? 

ДТ: Мы столкнулись с несколькими информационными атаками в отношении того, как мы ведем обучение и чему мы обучаем в наших школах. Мы являемся единственным агентством ООН, ответственным за управление школами, и у нас их более 700 по всему региону. Мы используем учебники, предоставленные правительствами стран, в которых мы работаем. Тем не менее, мы строго контролируем содержание этих учебников и постоянно учим наших учителей эффективно передавать материал. Наши педагоги прошли обучение, чтобы они могли распространять знания, соответствующие ценностям Организации Объединенных Наций, включая принципы мира и терпимости, а также отказа от ненависти и расизма. 

В адрес наших сотрудников также звучат обвинения в причастности к военным действиям и в политической принадлежности к определенным вооруженным группировкам в Газе. 

Эти кампании дезинформации подрывают усилия БАПОР, которое в настоящее время является крупнейшей гуманитарной организацией в секторе Газа, обеспечивая потребности по меньшей мере 1,4 миллиона человек. 

Джульетт Тума, директор по коммуникациям БАПОР, во время посещения Газы в ноябре 2023 года.
© БАПОР
Джульетт Тума, директор по коммуникациям БАПОР, во время посещения Газы в ноябре 2023 года.

Служба новостей ООН: С 7 октября на ваше агентство обращено пристальное внимание мировой общественности. При этом оно существует с самых ранних лет создания ООН... 

ДТ: Да, мы являемся одним из старейших агентств Организации Объединенных Наций и крупнейшим в секторе Газа, где мы осуществляем свою деятельность уже семь десятилетий. 

Наша основная программа включает в себя предоставление услуг образования. Однако, к сожалению, с 7 октября нам пришлось закрыть все наши школы и превратить многие из них в убежища. Мы также оказываем первичную медицинскую помощь более чем миллиону человек и предоставляем продовольственную помощь более чем 1,2 миллиона человек. Кроме того, мы предоставляем финансовую помощь и реализуем некоторые программы оплаты труда семьям, нуждающимся в помощи. 

Сообщества в секторе Газа видят в БАПОР организацию, вызывающую доверие, именно поэтому люди обращаются к нам в поисках защиты и безопасности. Они доверяют голубому флагу Организации Объединенных Наций. 

Служба новостей ООН: Более 100 ваших объектов пострадали с 7 октября, более 130 ваших коллег были убиты. Как вы продолжаете работать в таких условиях? 

ДТ: Я убеждена, что у нас в команде настоящие герои. Наши сотрудники ежедневно находятся на передовой, предоставляя людям помощь и психологическую поддержку. Они выполняют задачи, которые могут показаться простыми, но в условиях войны приобретают особую важность – например, уборка мусора, который начал накапливаться. 

Около 70 процентов [сотрудников БАПОР] были вынуждены покинуть свои дома: они потеряли коллег, соседей, членов семьи и свои дома, но тысячи из них по-прежнему каждое утро надевают жилет с символикой ООН и приступают к работе. Я думаю, это свидетельствует о том, что в Газе очень развито чувство локтя, поскольку население сектора в течение пятнадцати лет выдерживает блокаду, пережив за это время несколько циклов конфликта. 

Служба новостей ООН: Вы, вероятно, задумывались о том, как может разрешиться этот конфликт? Обсуждаете ли вы этот вопрос? 

ДТ: Нет, по очень простой причине: мы сконцентрированы на текущем моменте. У нас сильная команда профессионалов с богатым опытом работы в условиях конфликта, природных катастроф и в гуманитарной сфере. Тем не менее, несмотря на наш богатый опыт, мы все признаем, что текущая ситуация – это кризис иного уровня, в которым нам еще не доводилось иметь дело.  

Таким образом, наше внимание сейчас сосредоточено на поддержке тех, кто больше всего нуждается, на предоставлении гуманитарной помощи. Мы рассказываем о том, что происходит в Газе, и ратуем за прекращение этой войны.