Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Школа в Западной Украине открыла двери для переселенцев

В ужгородской школе сейчас проживают вынужденные переселенцы.
МОМ
В ужгородской школе сейчас проживают вынужденные переселенцы.

Школа в Западной Украине открыла двери для переселенцев

Беженцы и мигранты

До войны в этом кирпичном здании на узкой, покрытой булыжником улице в Ужгороде, столице Закарпатья, звучали детские голоса. В школе № 6 училось порядка 1 200 детей. Сегодня в школьном здании нашли приют 263 человека, бежавших с востока и юга страны. В их числе – 57-летняя Александра Теленкова из города Рубежное в Луганской области.

Александра провела месяц в подвале, спасаясь от обстрелов. Она овдовела еще до войны и эвакуировалась одна, а сын с семьей нашел убежище недалеко от Киева, пишут наши коллеги из Международной организации по миграции.  

«С самого начала войны наш город бомбили почти каждый день», – рассказывает Александра. Она сидит на полу, на матрасе, в классной комнате, где вместе с ней живут еще шесть человек и собака. «В марте я была контужена, – добавляет женщина. – Я думала, что никогда больше не смогу говорить».

Александре, как и многим другим украинцам, в поисках безопасности пришлось совершить долгий и опасный путь. Она не может говорить о своем доме без слез: «Мой дом разрушен. Мне некуда возвращаться. Я просто не знаю, куда я могу вернуться». 

Мой дом разрушен. Мне некуда возвращаться. Я просто не знаю, куда я могу вернуться

Международная организация по миграции (МОМ) вместе с партнерами помогает таким, как Александра, как можно скорее обустроиться на новом месте. По словам Александры, жители Ужгорода и гуманитарные организации оказали приезжим невероятную поддержку.

И все же трудно жить в состоянии неопределенности. Александра всю жизнь проработала на фабрике и хотела бы найти работу в Ужгороде. «Но, учитывая мой возраст и ситуацию в стране, боюсь, что у меня не так много возможностей, так что я готова взяться за любую работу», – говорит женщина.

С начала войны беженцами в собственной стране стали более шести миллионов украинцев – это 17 процентов довоенного населения. Все они хотят жить в безопасности, найти жилье и работу.  Еще более восьми миллионов перебрались в соседние страны.

Временное пристанище

Вокруг школы громоздятся парты и стулья. Их вынесли из здания, чтобы освободить место для матрасов, на которых теперь спят переселенцы, главным образом – женщины с детьми.

Мобильные команды МОМ спешно приводят в порядок школьные здания, студенческие общежития, спортивные центры, в которых смогли бы разместиться миллион человек. Там заменяют окна, двери и крыши, обновляют освещение и вентиляцию, ремонтируют туалеты, меняют электропроводку, добавляя розетки, и устанавливают временные перегородки.

В школе проживают более 260 вынужденных переселенцев.
МОМ
В школе проживают более 260 вынужденных переселенцев.

«Мы стараемся, насколько это возможно, обеспечить их пусть и временным, но безопасным и достойным жильем, – поясняет Надя Тити, отвечающая в МОМ за жилищные вопросы. – Мы уделяем особое внимание потребностям пожилых и людей с инвалидностью, например, устанавливаем поручни в душе и в туалете».

Запуская эту программу, в МОМ начали с Закарпатья, куда прибыли около 180 000 вынужденных переселенцев. Она будет реализована в пяти западных областях – именно сюда в поисках безопасности в первую очередь стремятся люди из тех мест, где идут ожесточенные бои. Позже программу распространят и на другие области – в зависимости от потребностей и степени безопасности.

Чтобы помочь людям – таким, как Александра – МОМ тесно взаимодействует с местными властями: необходимо существенно расширить возможности временного размещения переселенцев и найти помещения под коллективные реабилитационные центры на более длительные сроки.

Конфликт продолжается, а с ним и неопределенность

Над входом в школьное здание развевается украинский флаг. Двор пуст, только в задней части на солнце сушится на веревках постиранное белье. Директор школы Мария Гринчук по лабиринту школьных коридоров направляется в спортзал. На полу разложены десятки матрасов. Узнать, какие из них заняты, можно по целлофановым пакетам с личными вещами.

«Правительство обратилось ко всем нам с просьбой помочь людям, –  говорит Мария. – Мы не так много можем для них сделать, но это все-таки хоть что-то.  В МОМ помогли наладить электроснабжение, установили в классах и в спортзале дополнительные розетки, так что людям не приходится выстраиваться в очередь, чтобы зарядить телефоны». Мария гордится тем, что ее школа – как и многие на западе Украины – открыла свои двери для переселенцев.

Ну, а Александра надеется, что сможет скоро воссоединиться с сыном и внуками: «Я совсем не знаю, сколько мы еще здесь пробудем. Я надеюсь, что война скоро кончится. Тогда я бы хотела вернуться домой и снова увидеть сына и внуков, но пока это невозможно».

Как любой из тех, кто оказался в безопасности, Александра считает, что ей повезло – она осталась жива. Но, как миллионы тех, кто лишился родного крова, она живет в полной неизвестности и даже не знает, сможет ли когда-нибудь вернуться домой.

Из соображений безопасности имена людей в этом материале были изменены.