Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Многие украинские дети нуждаются в психологической и медицинской помощи  

Воспитанник детского дома в Харьковской области, гуляет по коридору приюта, расположенного в санатории в Ворохте, Западная Украина, куда его перевезли из-за войны
Фото ЮНИСЕФ/С. Ратинский
Воспитанник детского дома в Харьковской области, гуляет по коридору приюта, расположенного в санатории в Ворохте, Западная Украина, куда его перевезли из-за войны

Многие украинские дети нуждаются в психологической и медицинской помощи  

Здравоохранение

Взрывы бомб, вой сирен, насилие и утрата близких – все это может обернуться посттравматическим стрессовым расстройством у некоторых украинских детей. Об этом предупреждают в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ).  

 
За два месяца войны в Украине 7,7 млн человек стали внутренне перемещенными лицами, еще более 5,5 миллиона человек нашли приют в соседних странах. Беженцами стали почти две трети всех детей в Украине. Сотни детей были убиты, многие – ранены или получили серьезные психические травмы, связанные с «непосредственным опытом» насилия, как физического, так и сексуального. Об этом напоминают в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ).  
  
«Мы опасаемся, что число случаев насилия в отношении детей наверняка будет исчисляться десятками тысяч», – сказал региональный советник ЮНИСЕФ по защите детей в Европе и Центральной Азии Аарон Гринберг. 
  
До войны в Украине было самое большое в Европе число детей, проживавших в специальных учреждениях, – примерно 91 тысяча мальчиков и девочек жили в детских домах, интернатах и других учреждениях. Почти половина из них – дети с ограниченными возможностями. 
  
«Воздействие войны на этих детей стало особенно разрушительным, – сказал Гринберг, обращаясь к журналистам в Женеве через Zoom из Львова. – Десятки тысяч детей, живущих в интернатах, были возвращены в семьи, зачастую в срочном порядке в связи с началом войны. Многим из них, особенно детям-инвалидам не были обеспечены необходимые уход и защита». 
  
В ЮНИСЕФ уверены, что многие дети смогут «прийти в норму» после возвращения в школу и восстановления нормальной жизни в стране. Однако некоторые малыши, как подчеркнул Гринберг, будут нуждаться в поддержке психологов и работников социальных служб, поскольку у них в период от двух до четырех месяцев после травмы может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. 

Украинская девочка утешает своего шестилетнего брата. Они собираются покинуть поддерживаемый ЮНИСЕФ центр в Румынии и отправиться в следующий пункт назначения.


  
ЮНИСЕФ держит под контролем вопросы детского психического здоровья 


  
«С 24 февраля ЮНИСЕФ и наши партнеры предоставили психиатрические и психосоциальные услуги более чем 140 тысячам детей и их опекунам», – сообщил Аарон Гринберг. С этими детьми работали, в том числе, психологи. 
  
Детский фонд держит под контролем эту проблему, в том числе увеличивает финансирование _местных неправительственных организаций, предоставляющих услуги в области психического здоровья детям и молодым людям. 
  
Но сейчас, как отмечают в ЮНИСЕФ, не так просто найти достаточное количество специалистов, поскольку социальные работники, детские психологи и другие специалисты, по словам Гринберга, в равной степени затронуты этим конфликтом. В Украине, согласно полученным в ЮНИСЕФ сообщениям, было совершено почти 200 нападений на медицинские учреждения и школы. 
  
«Если принять во внимание все имеющиеся данные, – говорит Аарон Гринберг, – то выясняется, что есть дети, находящиеся в учреждениях, которые не были эвакуированы ни внутри страны, ни за границу; есть дети в приемных семьях, выплаты которым оказались временно прерванными; значительное число детей живут в опекунских учреждениях. Так что, суммируя все эти категории нуждающихся в помощи детей, которые были в уязвимом положении до кризиса и чье тяжелое положение сейчас усугубилась, приходишь к выводу, что их число невероятно велико». 
  
По всей Украине ЮНИСЕФ развернул 56 мобильных групп для оказания специализированной медицинской помощи травмированным детям. По словам Аарона Гринберга, на востоке страны, где продолжаются боевые действия, есть также 12 «специализированных мобильных групп по борьбе с насилием». 
  
«Война повлияла на психологическое благополучие всех детей, – говорит он. – Многие из них были вынуждены бежать из своих домов, оказались разлучены с родителями и опекунами и подверглись непосредственному воздействию войны. Детей потрясли взрывы бомб и вой сирен систем предупреждения о ракетном нападении». 
  
Дети переживают за отцов, старших братьев или дядей, поскольку почти все мужчины в возрасте от 18 до 60 лет были мобилизованы для участия в военных действиях. И, самое главное, многие дети были свидетелями или пережили физическое и сексуальное насилие.