Глобальный взгляд Человеческие судьбы

УВКБ: возращение беженцев и внутренних переселенцев в Нагорный Карабах и прилегающие районы должно быть добровольным 

На фото: Нагорный Карабах.
Фото МККК/Г.Акопян
На фото: Нагорный Карабах.

УВКБ: возращение беженцев и внутренних переселенцев в Нагорный Карабах и прилегающие районы должно быть добровольным 

Беженцы и мигранты

В заявлении глав России, Армении и Азербайджана, озвученном 9 ноября и положившем конец военным действиям в зоне нагорно-карабахского конфликта, говорится о возвращении – под эгидой ООН – к родным очагам людей, вынужденных покинуть свои дома с момента начала противостояния в девяностых. В Европейском отделении Управления ООН по делам беженцев (УВКБ) изложили основные принципы, которые должны быть учтены при организации этого процесса. 

В данный момент, как указывают эксперты УВКБ, речь идет о возращении населения Нагорного Карабаха и прилегающих семи районов Азербайджана, покинувшего свои дома в начале 90-х, когда вспыхнул нагорно-карабахский конфликт, а также о тех, кто был вынужден бежать в результате боевых действий, начавшихся в сентябре 2020 года. 

Читайте также: 

ЮНЕСКО предлагает направить миссию по оценке состояния исторического и культурного наследия в зоне Нагорного Карабаха

К истории вопроса 

Согласно имеющимся данным, более 600 тысяч этнических азербайджанцев были вынуждены покинуть Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов Азербайджана после соглашения о прекращении огня, подписанного между воюющими сторонами в 1994 году. 

До этого, в советские времена, прилегающие к Нагорному Карабаху районы, как сообщают из УВКБ, преимущественно населяли этнические азербайджанцы, а в самом Нагорном Карабахе, согласно переписи 1989 года, 77 процентов составляли этнические армяне. Исключением был лишь нагорно-карабахский город Шуша, который на 92 процента был населен этническими азербайджанцами. 

Что касается армянского населения Нагорного Карабаха, уехавшего в Армению, спасаясь от недавнего обострения вооруженного конфликта, то УВКБ не располагает точными данными о его численности. Согласно некоторым оценкам, речь идет о 90 тысячах человек, преимущественно женщинах, детях и пожилых людях. Всего, по имеющимся данным, до недавнего обострения конфликта в Нагорном Карабахе проживало около 150 тысяч человек.   

Как отмечают в УВКБ, ссылаясь на данные миссии ОБСЕ, побывавшей на месте событий в 2010 году, города и населенные пункты семи прилегающих к Нагорному Карабаху районов почти не заселены и лежат в руинах. «Недавние военные действия привели к дополнительным разрушениям», - отмечают эксперты УВКБ. 

Все минувшие годы азербайджанские внутренние переселенцы проживали в Баку, Физули и Сумгаите, а также других местах в Азербайджане. В стране были приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие их статус и предусматривающие возвращение к родным очагам по разрешении конфликта.

Принципы возвращения

В ООН напоминают, что внутренние переселенцы имеют право как вернуться, так и остаться в местах нынешнего проживания без потери права на возвращение в будущем. В обоих случаях  власти обязаны обеспечить их безопасность,  защиту прав и достоинства. Более того, эти люди должны иметь полную информацию о текущей ситуации и принимать решения, опираясь на эти данные. 

Не должно быть также места дискриминации: люди должны иметь возможность вернуться вне зависимости от их социального происхождения, состояния здоровья, расы, религиозной принадлежности, политической ориентации и других признаков.  

В УВКБ отмечают, что возращение внутренних переселенцев и беженцев в Нагорный Карабах и прилегающие районы, а также их интеграция являются важной частью общих усилий по миростроительству в регионе. 

Хотят ли люди вернуться? 

По информации УВКБ, большинство азербайджанских переселенцев выражали желание вернуться в родные места, особенно те, кто оставил там имущество. Однако есть и те, кто обзавелся за минувшие годы хозяйством в местах нынешнего проживания и хотел бы съездить и осмотреться прежде, чем принять решение об окончательном переезде. 

Часть внутренних переселенцев не намерена возвращаться, но хотела бы вновь обрести права на свою собственность, расположенную на территориях, которые им пришлось покинуть в девяностых. 

Для представителей армянского населения, которое бежало в результате недавней вспышки насилия, желание вернуться зависит от многих факторов, включая сохранность жилья. Как отмечают в УВКБ, в эту группу населения входят те, кто проживал в Нагорном Карабахе и на прилегающих территориях до начала конфликта, и те, кто поселился здесь позже. «Право на возвращение последних может быть оспорено», - считают эксперты. 

УВКБ об условиях возвращения

Две резолюции Совета Безопасности по нагорно-карабахскому конфликту, принятые еще в 1993 году, призывают Генерального секретаря и международные институты оказать гуманитарную помощь внутренним переселенцам и беженцам и способствовать их возвращению в родные места. 

В 2005 году правительство Азербайджана утвердило принципы, которые предусматривают добровольный характер возвращения, а также распределение ролей между различными государственными ведомствами, которые должны помочь людям вернуться после завершения конфликта между Арменией и Азербайджаном. 

По мнению экспертов УВКБ, для возвращения беженцев и переселенцев необходимо обеспечить долгосрочное прекращение боевых действий, разминировать территории, оценить уровень безопасности, в том числе обеспечить соблюдение санитарных и других норм. Кроме того, эксперты напоминают, что ни один человек не должен быть преждевременно лишен статуса переселенца или беженца и полагающейся при этом помощи. Они также призывают привлечь самих пострадавших к деятельности по развитию разрушенных войной населенных пунктов и создать юридическую базу для восстановления права людей на имущество, в том числе и тех, кто решил не возвращаться в родные места. 

В УВКБ также требуют обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников учреждений ООН и других гуманитарных организаций к тем, кто принял решение вернуться, «где бы они ни находились» - сотрудники Управления должны иметь возможность вести мониторинг того, как людей принимают и помогают им реинтегрироваться в местах проживания, покинутых  27 лет назад.