Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Эксперты ООН: смерть в заключении Азимжана Аскарова - результат пренебрежения правами человека в Кыргызстане

Правозащитники ООН призывают все государства серьезно отнестись к опасности COVID-19 для заключенных и освободить тех из них, кто не представляет угрозы для общества и находится в группе риска.
Фото ООН/Э.Бордвелл
Правозащитники ООН призывают все государства серьезно отнестись к опасности COVID-19 для заключенных и освободить тех из них, кто не представляет угрозы для общества и находится в группе риска.

Эксперты ООН: смерть в заключении Азимжана Аскарова - результат пренебрежения правами человека в Кыргызстане

Права человека

Смерть правозащитника Азимжана Аскарова, отбывавшего пожизненное заключение, – результат «жестокого пренебрежения правами человека в Кыргызстане», считают независимые эксперты ООН. Они призывают все государства серьезно отнестись к опасности COVID-19 для заключенных и освободить тех из них, кто не представляет угрозы для общества и находится в группе риска. 

Правозащитник и журналист из Кыргызстана Азимжан Аскаров, несмотря на неоднократные требования со стороны ООН освободить его, уже отсидел 10 лет. Еще в 2016 году Комитет по правам человека пришел к выводу, что его задержание – незаконно, но ему отказывают в праве на справедливый суд. Члены Комитета заявили, что Аскаров содержится в бесчеловечных условиях, подвергается жестокому обращению и пыткам, и потребовали немедленно закрыть его дело.

В последний раз Специальный докладчик ООН по правам правозащитников Мери Лорор призвала правительство отпустить его из гуманитарных соображений – в стране распространялся COVID-19, и пожилой больной человек находился в группе риска. Но ее призыв остался без ответа. 

Читайте также

В ООН призвали Кыргызстан расследовать смерть Алимжана Аскарова и освободить заключенных с высокой вероятностью заразиться COVID-19

Как говорится в сегодняшнем заявлении Мери Лорор, незадолго до смерти Аскарова его адвокат несколько раз обращался к властям с просьбой оказать заключенному срочную медицинскую помощь. На тот момент 69-летний правозащитник жаловался на кашель, высокую температуру, боли и почти не мог ни есть, ни ходить. Его перевели в тюремную больницу лишь 24 июля – спустя 10 дней после начала болезни. Аскаров умер на следующий день. 
Причиной смерти Азимжана Аскарова власти назвали «двустороннюю пневмонию». В свете отсутствия широкомасштабного тестирования в стране этот диагноз включается в статистику по COVID-19, пояснила Мери Лорор. 

Она сообщила, что правительство Кыргызстана предоставляло подробную информацию о судебных процессах и оказываемой Аскарову медицинской помощи, но обвинила власти в том, что они не уделили должного внимания состоянию его здоровья.  «В июне мы узнали, что в разгар COVID-19, несмотря на возраст и хронические заболевания господина Аскарова, по законам Кыргызстана, он не подлежит досрочному освобождению», – сообщила Спецдокладчик. 

Смерть Аскарова в заключении легла темным пятном на репутацию Кыргызстана в области прав человека

«Смерть Аскарова должна стать для всех государств напоминанием о том, какой серьезной опасности во время пандемии COVID-19 подвергаются заключенные из групп риска», - подчеркнула эксперт ООН и добавила, что правозащитники, все, кто было задержан без достаточных юридических оснований, а также узники особо уязвимые к COVID-19, должны быть освобождены. 

Этнический узбек, журналист и правозащитник Азимжан Аскаров с 2010 года отбывал пожизненное наказание за, якобы, участие в заговоре с целью убить полицейского и другие преступления. До ареста в течение 10 лет после вспышки межэтнического насилия на юге Кыргызстана Аскаров документировал случаи полицейского произвола в своем родном городе Базар-Коргоне.  «Смерть Аскарова в заключении легла темным пятном на репутацию Кыргызстана в области прав человека», - заявила Мери Лорор. Ее поддержали коллеги – спецдокладчики по правам меньшинств, по вопросу независимости судей и по проблеме пыток. 
Специальные докладчики – это независимые эксперты по разным аспектам прав человека. Их назначает Совет ООН по правам человека, но они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу.