Глобальный взгляд Человеческие судьбы

СЮЖЕТ Житель Армении о рождении четвертой дочери: родилось мое чудо

У жителей Гавар в Армении Мкртича Ованесяна и Асмик Бадалян четыре дочки, и они счастливы.
Фото ЮНИСЕФ/А. Бабаджанян
У жителей Гавар в Армении Мкртича Ованесяна и Асмик Бадалян четыре дочки, и они счастливы.

СЮЖЕТ Житель Армении о рождении четвертой дочери: родилось мое чудо

Женщины

У жителя Армении Мкртича Ованнисяна четыре дочери. Когда он и его жена Асмик Бадалян ждали Нелли, третью дочь, даже близкие друзья убеждали пару прервать беременность -  как во многих других странах региона, в Армении предпочтение отдают сыновьям. Но Мкртич и Асмик и не думали об этом.

«Люди могут говорить разное, но я придерживаюсь своих принципов, - говорит 44-летний Мкртич. - Мальчик, девочка, какая разница?». Так думают далеко не все. В Армении, как отмечают в ЮНИСЕФ, один из самых высоких в мире показателей гендерно обусловленного выбора пола ребенка – так называется практика, когда родители избавляются от ребенка «нежелательного» пола. По оценкам, из-за того, что родители отдают предпочтение сыновьям, в Армении за последние семь лет не появились на свет 4 тысячи девочек. В 2018 году, например, в стране рождалось по 111 мальчиков на каждые 100 девочек. Только в том году Армения «не досчиталась» 424 девочки.

Они полагают, что сын будет заботиться о них, но я знаю мужчин, которые ни разу не подали стакана воды своим родителям

«Я не знаю, почему люди так хотят иметь мальчика. Они полагают, что сын будет заботиться о них, но я знаю мужчин, которые ни разу не подали стакана воды своим родителям. Люди сами не знают, чего хотят», - говорит Мкртич.

Гордится своими дочками и 39-летний Арутюн Дарбинян: «Мои дочери наполняют мою жизнь огромной радостью». Когда появилась на свет его четвертая дочь, Лана, он немедленно поделился этой новостью в социальных сетях. «Я написал: “Родилось мое четвертое чудо!” - вспоминает он. - И тут же посыпались комментарии: “Ух, ты! У тебя родился сын! Поздравляю!” Я отвечал: “Мои девочки – вот мое чудо”».

«Я просто хотел, чтобы у меня родился здоровый ребенок. Мне было все равно, какого он пола, - говорит он. - Но реакция знакомых меня раздражала. Они говорили: “Не расстраивайся, следующий будет мальчик”».

Друзья, у которых есть сыновья, шутят: «Давай, я покажу тебе, как это делается». Арутюн не принимает подобные комментарии близко к сердцу. «Но иногда я высказываю им свое недовольство», - говорит он.

 Я просто хотел, чтобы у меня родился здоровый ребенок. Мне было все равно, какого он пола

По данным исследования, проведенного по заказу ЮНИСЕФ, гендерному дисбалансу в Армении способствуют три фактора: снижение уровня рождаемости, доступ к ультразвуковым технологиям и глубоко укоренившиеся в жизни «нормы», согласно которым сыновья по-прежнему ценятся больше, чем дочери. Многие семьи решают прервать беременность в случае выявления эмбрионов женского пола, другие рожают детей, но только до тех пор, пока не появится мальчик.

Житель Еревана Арутюн Дарбинян со своей новорожденной дочерью Ланой.
Фото ЮНИСЕФ/А. Бабаджанян
Житель Еревана Арутюн Дарбинян со своей новорожденной дочерью Ланой.

 

Дочки и генеалогическое древо

Владимир Мелконян, отец трех девочек из Гюмри, второго по величине города Армении, с гордостью демонстрирует генеалогическое древо, составленное его отцом. Любовь Владимира к дочерям несомненна, но, как объясняет он сам, он по-прежнему хочет иметь сына, чтобы тот мог продолжить его род. Когда его спрашивают, включит ли он своих дочерей в генеалогическое древо семьи, он не уверен, есть ли в этом особый смысл. «Я могу указать имена своих дочерей, – говорит он, – но их детей на нашем древе не будет».

Маргарит Пилоян, мать трех дочерей из Гюмри, повторяет ту же точку зрения: «В генеалогическом древе указывают имена мальчиков, но девочек обозначают просто яблоком».

В генеалогическом древе указывают имена мальчиков, но девочек обозначают просто яблоком

В рамках исследования, проведенного при поддержке ЮНИСЕФ,  жен, мужей и свекровей просили прокомментировать фотографии семей, состоявших исключительно из девочек или из мальчиков. Сначала их просили соединить изображения со словами «радость» и «грусть» или «расцвет» и «увядание», если изображения ассоциировались у них с этими словами. Респонденты не демонстрировали никакого предпочтения, либо отдавали лишь незначительное предпочтение мальчикам.

Затем эти же изображения соединяли со словами «расцвет» или «увядание» касательно непрерывности генеалогического древа. На этот раз существенное предпочтение отдавалось фотографиям семей с мальчиками. Исследование также показало, что сыновей рассматривают как сохраняющуюся «часть семьи», а дочери, как считается, покидают семью и, выйдя замуж, становятся частью другой семьи.

В ЮНИСЕФ надеются изменить ситуацию

В ЮНИСЕФ призывают просвещать население  о роли девочек в обществе и выступают в поддержку политики и программ, направленных на защиту женщин от насилия. 

Так, при поддержке представительства ЮНИСЕФ в Армении по национальному телевидению страны с начала года идет телесериал, посвященный гендерным нормам и предпочтениям, связанным с отцовством. В ЮНИСЕФ надеются, что поднятые в картине вопросы найдут отклик среди молодежи и, особенно, среди молодых родителей и позволят начать широкое обсуждение этой темы. ЮНИСЕФ также планирует проводить работу с учителями и другими специалистами в области образования.