Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Жертвы терроризма: мы не хотим просить о помощи

Открытие фотовыставки «Выжившие жертвы терроризма: сила стойкости» по случаю Международного дня памяти и поминовения жертв терроризма. (21 августа 2019)
Фото ООН/Э. Дебебе
Открытие фотовыставки «Выжившие жертвы терроризма: сила стойкости» по случаю Международного дня памяти и поминовения жертв терроризма. (21 августа 2019)

Жертвы терроризма: мы не хотим просить о помощи

Права человека

В Международный день памяти и поминовения жертв терроризма о своих трагических историях рассказали в ООН те, кто сам пострадал от рук террористов или потерял близких в результате терактов. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сделал приоритетом поддержку пострадавших от актов террора. 

«Мой муж погиб во время нападения на посольство США в Найроби 7 августа 1998 года. Я стала вдовой в 21 год и осталась с четырехмесячным ребенком на руках».

«7 июля я ехала на работу в лондонском метро, когда там раздался взрыв. Погибло 52 человека. Я получила тяжелые, неизлечимые травмы внутренних органов и потеряла ногу».

«Моя жизнь рухнула 11 сентября 2001 года, когда погиб мой муж, Кен. Я была в Германии, но не могла прилететь к детям, потому что авиасообщение было приостановлено».

Сара Тиколо из Кении, Телма Стобер из Великобритании и Морин Басники из Канады приехали в ООН, чтобы рассказать о том, что они пережили, и попросить поддержки тех, кто пострадал от рук террористов.

Этих трех женщин объединяет не только пережитая травма и не отпускающая боль, но и желание прожить дарованную им «вторую жизнь» с пользой для других и, по словам Телмы Стобер, построить мир, в котором существуют «толерантность, принятие нашей “разности”», цивилизованность, уважение, диалог, прощение и мирное сосуществование».  Сара Тиколо решила, что ради себя и сына должна найти в себе силы простить убийц своего мужа: «Эта горечь, гнев и нежелание простить совсем не помогали, а только разрушали меня – и физически, и эмоционально».

Морин Басники неустанно защищает права пострадавших от жестоких преступлений и терактов. Телма Стобер возглавляет Ассоциацию местных органов власти и работает с группой “Sanctuary”, работающей в области жилищных и социальных услуг. Сара Тиколо устроилась на работу в посольство США в Найроби – то самое, где произошел теракт, унесший жизнь ее мужа. Она старается стать примером для подражания для своего сына.

Женщины смогли вернуться к жизни благодаря помощи друзей и членов семьи, групп поддержки и людей таких же, как и они, потерявших близких или переживших теракт. Но это было нелегко. 

«Со времени гибели Кена прошло 18 лет, и я до сих пор с этим живу, так же, как и многие другие люди по всему миру, которые так или иначе пострадали от рук террористов. Жизнь человека может навсегда перевернуться за секунду, а на то, чтобы восстановиться, требуется вся оставшаяся жизнь».

Ей вторит Телма Стобер, подчеркивая, что пережитая травма навсегда изменила их и их близких. «Тем не менее, каждый по-своему, мы вносим свой вклад в жизнь общества. Мы должны получать своевременную, постоянную, адекватную поддержку и доступ к правосудию. Это нужно не только нам – для того, чтобы мы построили новую жизнь и стали лидерами, – но и другим жертвам терроризма, – сказала Телма. – Мы не должны просить или бороться за то, чтобы нам предоставили поддержку и информацию».

Сара Тиколо призвала ООН помочь пострадавшим получить компенсацию, восстановить нормальную жизнь, в том числе получить образование, поддержать их в работе с другими людьми, пережившими травму, – не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе.

Телма Стобер напомнила, что о поддержке жертв терроризма много пишут, принимают стратегии, руководства, документы, резолюции. «Но кто следит за тем, чтобы все они выполнялись эффективно, на основе принципов справедливости и прозрачности? – спросила Телма Стобер. – Кто спросит с государств-членов ООН, как они выполняют данные обещания?» Она считает, что тут важная роль принадлежит ООН. Телма Стобер обратилась к Генеральному секретарю с просьбой «сделать все возможное», чтобы выполнить эту роль и помочь жертвам в их стремлении вернуться к полноценной жизни.