Глобальный взгляд Человеческие судьбы

В ООН призвали немедленно остановить эскалацию насилия в сирийском Идлибе

Внутренние переселенцы в Сирии, в палатке, предоставленной турецкой организацией Красного Полумесяца. 9 мая 2019 года.
Фото ЮНИСЕФ/А.Ахмади
Внутренние переселенцы в Сирии, в палатке, предоставленной турецкой организацией Красного Полумесяца. 9 мая 2019 года.

В ООН призвали немедленно остановить эскалацию насилия в сирийском Идлибе

Мир и безопасность

В ООН с глубокой тревогой следят за эскалацией насилия в сирийском Идлибе, где происходят вооруженные столкновения с участием правительственных войск, их союзников и террористической группы Хайят Тахрир Аш-Шам. Об этом заявила заместитель Генсека ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло, выступая сегодня перед членами Совета Безопасности.

Она призвала немедленно прекратить боевые действия, в результате которых страдает мирное население, и активизировать усилия по поиску политического решения. По словам Дикарло, Сирия вновь подошла к опасной черте: кровопролитие угрожает трем миллионам жителей Идлиба. «Мы уже переживали это в Алеппо, в Восточной Гуте и в Ракке, - сказала она. – Теперь Идлиб».

Заместитель Генсека ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло выступила на заседании Совбеза по Сирии.
Фото ООН/Л. Фелипе
Заместитель Генсека ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло выступила на заседании Совбеза по Сирии.

Заместитель Генсека предупредила о том, что расширение операции приведет к «катастрофическим гуманитарным последствиям» и будет угрозой международной безопасности. В период с февраля по март, по данным ООН, сирийские войска наносили авиаудары по целям внутри так называемой зоны де-эскалации в Идлибе, а боевики Хайят Тахрир Аш-Шам обстреливали подконтрольные правительству Сирии территории, в том числе российскую военную базу Хмеймим. 

Мы уже переживали это в Алеппо, в Восточной Гуте и в Ракке. Теперь Идлиб

Она приветствовала сообщение о том, что турецко-российская рабочая группа пытается договориться о восстановлении режима прекращения огня. «Такое сотрудничество крайне необходимо», - подчеркнула Дикарло. Она напомнила, что с момента эскалации напряженности в Идлибе погибло и ранено более ста мирных жителей, а 180 тысяч человек были вынуждены снова сняться с места в поисках убежища.  

«Генеральный секретарь призвал срочно остановить эскалацию ситуации и вернуться к выполнению российско-турецких договоренностей о прекращении огня, - заявила Дикарло. – Он [Генсек ООН] также призвал гарантов астанинского процесса – и особенно Россию и Турцию – добиваться этого».

В ООН также вновь призывали все стороны конфликта соблюдать международное гуманитарное право – защищать мирное население и объекты гражданской инфраструктуры.

Кто бомбит больницы в Идлибе?

Заместитель Генсека по гуманитарным вопросам Марк Локок, выступая на том же заседании Совбеза, рассказал, что из 180 тысяч жителей Идлиба, бежавших от насилия, около ста тысяч нашли убежище в различных лагерях для внутренних переселенцев на территории Сирии. Между тем, около 80 тысяч оказались без крыши над головой и вынуждены жить в буквальном смысле на открытом воздухе, укрываясь под сенью деревьев. «А теперь мы получили сообщения об обстреле трех таких поселений», - заявил Локок.

С 18 апреля, по его словам, по меньшей мере 18 медицинских учреждений подверглись авиаударам.  Почти все здания получили значительные повреждения и не могут быть использованы.

У меня часто спрашивают, в чем же смысл таких резолюций, если государства их не выполняют?

«Кто бомбит эти больницы? У меня нет ответа на этот вопрос, - подчеркнул Локок. – Но по крайней мере некоторые из этих атак совершают люди, в чьем распоряжении есть комплексные системы вооружения и современные военно-воздушные силы, а также так называемое «умное» или высокоточное оружие». Локок не может сказать, носят ли удары по больницам преднамеренный характер.

Он также затрудняется ответить на вопрос, стоит ли сирийцам в Идлибе сегодня обращаться в больницу, в случае, скажем, болезни ребенка. «Это очень сложный вопрос, - сказал он. Меня крайне беспокоит безопасность ребенка в условиях, когда больницы подвергаются атакам».

Заместитель Генсека по гуманитарным вопросам напомнил, что Совет Безопасности в 2016 году принял резолюцию под номером 2286, которая запрещает обстрелы медицинских учреждений. «У меня часто спрашивают, в чем же смысл таких резолюций, если государства их не выполняют? – отметил Локок. – Это очень хороший вопрос. И, естественно, он адресован не мне».   

В своем выступлении Постоянный представитель Великобритании при ООН Карен Пирс заявила, что над Идлибом летают лишь сирийские и российские самолеты.  «Я призываю послов Сирии и России заверить нас сегодня в том, что эти нападения будут прекращены, что больше никто не будет целиться в мирных жителей и [медицинские] учреждения, в то время как все члены международного сообщества обязаны защищать [этих людей]», - сказала Пирс.   

Россия отвергла обвинения в нарушении гуманитарного права 

«Мы категорически отвергаем обвинения в нарушении международного гуманитарного права, - заявил, выступая в Совете Безопасности, Постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя. -  Ни сирийская армия, ни ВКС России не ведут боевых действий против мирных граждан и гражданской инфраструктуры. Наша цель террористы, о чем некоторые предпочитают не упоминать». 

По его словам, в Идлибе не прекращаются агрессивные действия террористов «Хейят Тахрир Аш-Шам» (ХТШ), которые «спровоцировали серьезную эскалацию напряженности в провинции». Небензя подчеркнул, что боевики продолжают осуществлять атаки на позиции правительственных сил и обстреливать близлежащие населенные пункты.  Жертвами этих атак, по словам российского дипломата, становятся мирные жители и сирийские военнослужащие.

Российская сторона подтверждает, как заявил Небензя, приверженность договоренностям о стабилизации в Идлибе, включая российско-турецкий меморандум от 17 сентября 2018 года. «В настоящее время продолжаются переговоры по линии министерств обороны России и Турции в интересах достижения прочной стабилизации на северо-западе Сирии и нейтрализации исходящей оттуда террористической угрозы», - добавил он.