Глобальный взгляд Человеческие судьбы

В штаб-квартире ООН прозвучал рэп на северносаамском языке

Языки коренных народов Арктики находятся на грани исчезновения
Фото ЮНИСЕФ / В.Сохин
Языки коренных народов Арктики находятся на грани исчезновения

В штаб-квартире ООН прозвучал рэп на северносаамском языке

Культура и образование

Как сохранить язык, на котором говорит всего 20 тысяч человек? Рэппер из Норвегии Нильс Руне, известный как SlinCraze, знает ответ на этот вопрос. Он пытается не просто спасти родной северносаамский язык от гибели, но и сделать его популярным: Нильс пишет на нем рэп. Саамы – малочисленный финно-угорский народ. Его представители приняли участие в Постоянном форуме ООН по вопросам коренных народов. Ну а SlinCraze удивил утомленную бесконечными заседаниями публику бодрящим рэпом.

Социально окрашенная, политизированная лирика, жалобный и вместе с тем агрессивный речитатив, заставляющий двигаться ритм. Нильс Руне использует все привычные компоненты хип-хопа. Вот только язык для музыки, уходящей корнями в нью-йоркский Бронкс, Руне выбрал не совсем обычный. Конечно, рэп уже давно звучит и на французском, и на китайском, и на русском. Однако на северносаамском его еще не читал никто.

«Я читаю рэп на саамском языке. На нем говорят всего 20 тысяч человек на Севере Норвегии. После того, как мне удалось завоевать внимание аудитории в среде саамов, мне стало намного легче, но все равно очень трудно добиться того, чтобы мои песни стали хитами», – говорит Руне.

Как ни привыкли мы к представителям коренных народов, исполняющим традиционную музыку в национальных костюмах, выбор музыкального стиля Нильсом Руне, жителем северной норвежской деревушки, едва ли можно назвать неожиданным. Культура улиц, музыка протеста – рэп всегда был криком тех, кого не слышат. Едва ли можно найти лучший способ озвучить проблемы и тревоги маленького народа, которому приходится постоянно отстаивать свои права, а иногда и буквально бороться за существование.

Мой голос может стать голосом всех саамов, особенного нового поколения

«Сначала мой рэп не был политизированным, но в последнее время он становится именно таким, потому что я чувствую, что мой голос может стать голосом всех саамов, особенного нового поколения. Я очень хочу донести до них, что не надо стыдиться своей культуры. Моя цель – сделать так, чтобы мы гордились своим происхождением, гордились тем, что мы коренной народ», – говорит Нильс Руне.

Высокие цели рэппера из глубинки уже снискали ему всенорвежскую славу. Нильс стал героем документального фильма «Арктическая суперзвезда» режиссера Симена Браатена.

«Мы начали снимать еще в 2012 году. И сначала предполагалось, что это вообще будут просто фотографии для выставки в Нью-Йорке. Но потом мы поняли, что это нечто большее. Идеи Нильса, особенно его желание вдохнуть новую жизнь в саамский язык, показались нам очень интересными», – говорит Браатен.

До сих пор на небосклон всемирной славы удалось взойти, пожалуй, только одной звезде саамского происхождения – актрисе Рене Зельвегер. Однако, учитывая, что к своим 25 годам Нильс Руне уже успел выступить в штаб-квартире ООН, засветиться на страницах популярного нью-йоркского издания «Village Voice» и на «Би-Би-Си», у него есть все шансы ослепить мир своим «северным сиянием».