Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Беженцы-рохинджа должны сами проверить, что их ждет в случае возвращения в Мьянму

Беженцы-рохинджа в Бангладеш  боятся, что их насильно вернут в Мьянму. В ООН призывают не допустить репатриации, пока в стране не созданы безопасные условия.
Фото УВКБ/Крис Мельтцер
Беженцы-рохинджа в Бангладеш боятся, что их насильно вернут в Мьянму. В ООН призывают не допустить репатриации, пока в стране не созданы безопасные условия.

Беженцы-рохинджа должны сами проверить, что их ждет в случае возвращения в Мьянму

Беженцы и мигранты

Мьянманские беженцы из числа рохинджа должны сами убедиться в том, что им есть куда возвращаться, а их репатриация должна быть абсолютно добровольной. На этом настаивает Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека в связи с намерением властей Бангладеш вернуть в Мьянму первую партию беженцев, нашедших там спасение от насилия.

Мишель Бачелет напомнила, что в ООН поддерживают возвращение беженцев в Мьянму, но только при условии, что рохинджа добровольно примут решение вернуться, что власти обеспечат их безопасность и создадут условия для их постоянного проживания при гарантии соблюдения их прав. Причем, решение о репатриации беженцы должны принять при ясном понимании того, что их ждет на родине.  «Наилучший способ выполнить это условие – это позволить беженцам-рохинджа самим приехать в Мьянму и оценить ситуацию», - предложила Верховный комиссар.

Еще в декабре прошлого года власти Мьянмы и Бангладеш договорились в середине ноября начать переселение мусульман-рохинджа в штат Ракхайн, откуда они бежали. В  августе прошлого года силы безопасности развернули там кампанию насилия: мирных жителей убивали, пытали, насиловали, сжигали в собственных домах, дотла выжигали целые деревни. В ООН эти преступления признали этнической чисткой и геноцидом, а Международный уголовный суд начал предварительное расследование совершенных преступлений. Спасаясь от «зачисток», порядка 700 тысяч человек бежали в соседнюю Бангладеш. По сообщениям с мест, люди, нашедшие приют в приграничном районе Кокс-Базар, живут в страхе, что окажутся в списках возвращенцев. 

«Ответственность за улучшение условий [для возвращения беженцев] лежит на властях Мьянмы, - подчеркнула Мишель Бачелет. – В Управлении ООН по делам беженцев считают, что в стране не созданы необходимые условия для добровольного возвращения людей, гарантирующих им безопасность и уважение их достоинства». Тем не менее, добавила она, в ООН готовы поддержать правительство Мьянмы в его усилиях по созданию таких условий, как это было согласовано при подписании Меморандума о взаимопонимании о возвращении беженцев.

В июне власти Мьянмы, Управление ООН по делам беженцев (УВКБ) и Программа развития ООН (ПРООН) подписали соглашение об условиях возвращения в страну беженцев из числа мусульман-рохинджа. В ООН отмечают, что необходимо принять серьезные шаги в трех ключевых областях: это предоставление гуманитарным сотрудникам доступа в штат Ракхайн, обеспечение всеобщей свободы передвижения и решение коренных вопросов, приведших к кризису, в том числе предоставление гражданства тем, кто имеет на это право. Документ дает сотрудникам учреждений ООН право на посещение штата Ракхайн, включая деревни, население которых бежало в Бангладеш, и места, куда они предположительно могут вернуться. С начала вспышки насилия в августе прошлого года власти Мьянмы не пускали представителей ООН в штат Ракхайн.