Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Главная правозащитница ООН: борьба за права человека не прекратится никогда

Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека
Фото ООН/ М. Вальс
Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека

Главная правозащитница ООН: борьба за права человека не прекратится никогда

Права человека

Мишель Бачелет, в прошлом – министр обороны Чили, дважды президент страны, глава организации «ООН-женщины», не спешит уйти на пенсию.  В сентябре, по просьбе Антониу Гутерриша, она вступила в должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Права человека для Мишель Бачелет – не абстрактное понятие. Во времена правления Пиночета в Чили, она была арестована и перенесла пытки. Как ей удалось пережить эту травму? С этого вопроса наши коллеги из английской Службы новостей ООН начали интервью с Верховным комиссаром по правам человека.

МБ: Я выросла в атмосфере тепла и любви, которые царили в нашей семье. Думаю, мы с мамой очень сильные люди, и это нам помогло. Было время, когда я очень остро реагировала на все, что происходило: я ощущала ненависть и гнев. А потом я поняла: я должна сделать все, чтобы это не повторилось в Чили или в какой-либо другой стране. Но как сделать так, чтобы Чили стала мирной, демократической страной? Всю свою энергию я направила на достижение этой цели. Я стала заниматься военными вопросами, чтобы уметь разговаривать с военными.  Я и не думала тогда, что стану министром обороны или президентом республики. Я сказала себе: они подчиняются силе, а моя сила - в знаниях – и тогда мы сможем разговаривать на равных. Мы начали процесс примирения и решили, что, даже если мы по-разному оцениваем события прошлых лет, мы все любим свой народ, и мы должны сделать все, чтобы демократия в стране не оказалась под угрозой. Я поняла, что если действительно хочешь чего-то добиться, то все возможно, если идти к цели конструктивным путем.

Служба новостейА чего вы надеетесь достичь на посту Верховного комиссара ООН по правам человека?

МБ: В числе моих приоритетов – выполнение требований моего мандата, быть голосом тех, чьи права нарушаются. Также важно работать с правительствами, чтобы они соблюдали права граждан, защищали людей в случае нарушения их прав и продвигали идеи прав человека. Не во всех государствах нарушения прав человека – это результат политики, у каких-то из них просто ограничены возможности. И задача моего Управления – помогать и «вооружать» их. Многие страны просят нас помочь им обеспечить независимость их юридической системы, или провести работу с полицией и армией о важности соблюдения прав человека и уважения международного права, оказать техническую поддержку. Мы также расследуем сообщения о нарушениях, поступающие из разных частей мира.

Не во всех государствах нарушения прав человека – это результат политики, у каких-то из них просто ограничены возможности.

Но главное – это предупреждение, к чему призывает и Генеральный секретарь. Я хочу создать систему, которая позволяла бы оперативно получать информацию о нарушениях и продумывать ответные действия. И, конечно, я буду работать со странами-членами ООН, чтобы оказывать им поддержку в вопросах защиты прав человека, а также с межправительственными организациями, такими как Совет по правам человека ООН. Конечно, мы будем действовать в соответствии с договорами и в рамках специальных процедур и всех механизмов по защите прав человека, которые есть в распоряжении ООН.

Я провожу встречи не только со всеми членами Совета, но также и с отдельными группами стран. Это страны Латинской Америки и Карибского бассейна, страны Африки, арабские государства, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, страны Западной и Восточной Европы и другие. Я общаюсь с ними и слушаю их. Зачастую понятно, что нужно сделать, но результат зависит от того, как ты это сделаешь. Иногда нужно мыслить стратегически: например, начать с дипломатических шагов и работать с правительством.

Служба новостей: В этом году исполняется 70 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав человека. Как Вы думаете, чего удалось сделать за это 70 лет?

МБ: Мы добились огромного прогресса, правда, когда включаешь телевизор и видишь все эти ужасы, в это трудно поверить. И да, все это тоже есть, но все-таки мы многого добились. Взять 1948 год: сколько было стран, где женщины имели право голосовать? В скольких странах существовала свобода слова? Нужно помнить, что к области прав человека относятся и те сферы, которые мы так не воспринимаем: здравоохранение, образование, санитария, жилье.

Мы добились огромного прогресса, правда, когда включаешь телевизор и видишь все эти ужасы, в это трудно поверить

Мир сегодня лучше, чем 70 лет назад. При этом, конечно, существуют угрозы: например, угроза принципу многосторонности, наступление на права человека. ООН зиждется на трех столпах: мир и безопасность, развитие и права человека, но тут мы видим откат.  Сужается поле деятельности правозащитников и гражданских активистов, они подвергаются нападениям, журналистов убивают. Проблем много. Все, что я могу сказать: борьба за права человека не прекратится никогда. Мы можем продвигаться вперед в этом процессе, но всегда найдется кто-то, кто попытается повернуть его вспять: это могут быть правительства или вооруженные группы. Задача ООН - поддерживать всю систему защиты прав человека и продвигать их. Я сделаю здесь все, что смогу, но права человека – это забота не только Управления Верховного комиссара по правам человека, это задача всей системы ООН.

Служба новостей: Как нам защитить тех, кто защищает права человека? Ведь правозащитники по всему миру сами становятся объектами преследований и насилия?

МБ: Интересно, что в этом году мы отмечаем не только 70-летие Всеобщей декларации прав человека, но и 20-летие Декларации о защите правозащитников. А в ноябре 2017 года Генеральная Ассамблея единодушно одобрила аналогичную резолюцию. Ни одна страна не проголосовала против. Так что получается, что на бумаге все выглядит замечательно, а вот в реальности все по-другому. Я думаю, наша задача в том, чтобы спрашивать с людей о выполнении того, что они обещают. Во-вторых, нужно следить за выполнением принятых соглашений, работать с правительствами и в тех случаях, когда правозащитников убивают, пытают и задерживают, нужно призывать правительства к ответу.

Мишель Бачелет, Верховный комиссар ООН по правам человека