Глобальный взгляд Человеческие судьбы

Заседание Совбеза: Великобритания называет имена подозреваемых в отравлении Скрипалей в Солсбери

В Совбезе обсудили «Дело Скрипалей»
Фото ООН/Л. Фелипе
В Совбезе обсудили «Дело Скрипалей»

Заседание Совбеза: Великобритания называет имена подозреваемых в отравлении Скрипалей в Солсбери

Права человека

По данным британской полиции, бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочь Юлию отравили в британском Солсбери два россиянина, которые, по мнению Лондона, являются сотрудниками российских спецслужб. Об этом заявила Постоянный представитель Великобритании при ООН Карен Пирс, выступая на заседании Совета Безопасности. Постпред России Василий Небензя назвал сообщение британской стороны «бездоказательным лживым коктейлем». 

Официальный Лондон инициировал новое обсуждение дела Скрипалей в Совбезе в связи с появлением новой информации, о которой накануне сообщила британская полиция. Виновными в отравлении российских граждан объявили двух мужчин, прибывших в Англию из России по паспортам, выданным на имена Александра Петрова и Руслана Боширова. Полиция считает, что они являются сотрудниками ГРУ, а для отравления своего бывшего коллеги они якобы использовали вещество нервно-паралитического действия под названием «Новичок».

Постпред Великобритании Карен Пирс об отравлении Скрипалей в Солсбери

Власти Великобритании предъявили Петрову и Боширову обвинение по нескольким пунктам: преступный замысел с целью убийства, попытка убийства Сергея Скрипаля, Юлии Скрипаль и полицейского Ника Бейли,  использование вещества «Новичок» в нарушение закона о химическом оружии, а также нанесение тяжких телесных повреждений Юлии Скрипаль и сотруднику полиции Нику Бейли. На этом основании Великобритания потребовала выдать европейский ордер на арест подозреваемых, а также намерена объявить их в розыск через Интерпол.

Карен Пирс сообщила, что по данным британской полиции, подозреваемые прибыли в Англию из России 2 марта 2018 года. Благодаря камерам безопасности удалось установить, что они отправились в Солсбери, а в 11:58 утра 4 марта обработали «Новичком» дверную ручку в доме Скрипалей. Полиции удалось найти следы этого химиката в номере гостиницы, который занимали подозреваемые.

Люди, прибывшие в Лондон с паспортами на имена Петрова и Боширова, по версии Скотланд-Ярда, вернулись в Россию сразу после совершения предполагаемого преступления.  

Люди, прибывшие в Лондон с паспортами на имена Петрова и Боширова, по версии Скотланд-Ярда, вернулись в Россию сразу после совершения предполагаемого преступления.  «Ранее, когда мы информировали Совет [об отравлении в Солсбери], мы возложили на Россию ответственность за этот инцидент, основывая свои выводы на данных о технических возможностях [для совершения такого нападения], оперативном опыте – я напоминаю о деле Литвиненко, и мотивах […], - заявила Карен Пирс. -  Гипотеза о причастности России теперь нашла свое четкое подтверждение: два гражданина России с российскими паспортами прибыли в Соединенное Королевство из России и вернулись обратно».

По словам Карен Пирс, власти Великобритании не будут добиваться от России экстрадиции, поскольку Москва, согласно российскому законодательству, не выдает своих граждан. Постпред России Василий Небензя заявил, что британским властям просто не нужны эти люди, поскольку задачей является не задержание подозреваемых, а «отвратительная антироссийская истерия и привлечение к ней других стран».

Российский дипломат назвал версию британской стороны «лживым коктейлем». По его словам, предъявленные улики крайне неубедительны, а количество «нестыковок и открытых вопросов зашкаливает». Например, как заявил Небензя, на нескольких фотографиях подозреваемых, проходящих по одному и тому же коридору в лондонском аэропорту Гэтвик, «время совпадает с точностью до долей секунд»; подозреваемые оказались у дома Скрипалей в полдень 4 марта, а Скрипали, как указывали ранее британские власти, в этот день ушли из дома рано утром и больше туда не возвращались.  «Каким образом они тогда вошли в контакт с якобы отравленной дверной ручкой своего дома?», - спрашивает российский Постпред.

Российский дипломат назвал версию британской стороны «лживым коктейлем». По его словам, предъявленные улики крайне неубедительны, а количество «нестыковок и открытых вопросов зашкаливает» 

Кроме того, по его словам, подозреваемые вряд ли могли перевозить «Новичок» в обычном флаконе для духов, поскольку для транспортировки столь токсичного и опасного вещества понадобился бы специальный контейнер, о чем заявляли в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). «В противном случае, - как отметил Небензя, - перевозчик неизбежно пострадал бы в первую очередь». Он также напомнил, что эксперты ОЗХО определили, что в Солсбери было использовано нервно-паралитическое вещество, «страновую принадлежность которого установить не удалось». 

Небензя обвинил власти Великобритании в отказе допустить Россию к расследованию. На это его британская коллега заметила, что «поджигателей не привлекают к тушению пожара», а просьбу о сотрудничестве российская сторона отклонила. Она также заявила, что в Гэтвике много одинаковых коридоров, и она уверена в подлинности фотографий и готова предоставить их для изучения всем желающим. 

Постпред России Василий Небензя об отравлении Скрипалей в Солсбери

 

Пирс также напомнила, что Великобритания предоставила консульский доступ к Юлии Скрипаль, но пострадавшая не пожелала встречаться с представителями российских властей. Со своей стороны Василий Небензя сообщил, что проживающей в России сестре Юлии Скрипаль дважды отказали во въездной визе в Великобританию.  

Напомним, 4 марта бывший сотрудник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были обнаружены в своем доме в Солсбери с признаками тяжелого отравления. Великобритания обратилась к Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) за технической помощью в расследовании. Эксперты Организации собрали необходимые материалы, исследовали их и подтвердили выводы британских ученых о веществе, которое было использовано для отравления Скрипалей. Сергей Скрипаль, бывший сотрудник ГРУ, в 2006 году был осужден за шпионаж в пользу Великобритании. После помилования он переехал в эту страну на постоянное место жительства.